Юлия (mujer_soleada) wrote,
Юлия
mujer_soleada

Categories:

Новогодний Петербург. Юсуповский дворец.










В отзывах встречала мнение, что все питерские дворцы похожи друг на друга, особенно если посетить их несколько подряд. Мол, с трудом будешь потом в памяти отделять один от другого. Не знаю, может, с какого-то момента оно и так. Но так как до этого посещения Петербурга я совсем не была во дворцах города да и в этот раз посетила всего три, отлично помню все. И все мне показались разными и интересными, и каждый был по-своему запоминающимся.

Но, побаиваясь возможной правоты авторов скептических отзывов, к выбору дворцов для посещения подходила тщательнее, чем ко всему остальному, консультировалась со знающими людьми, читала рассказы. В результате остановила выбор на Строгановском дворце на Невском, Михайловском замке и Юсуповском дворце. По одному дворцу в день, чтобы избежать передозировки :)

Если первые два – филиалы Русского музея, то последний вообще формально – не музей :) Хотя по сути именно музеем и является, да ещё каким! Удивительно интересным, невероятно роскошным, во многих отношениях уникальным. Достаточно заинтриговала? :) Очень хочу про него рассказать, так как это место, даже несколько неожиданно для меня самой, оставило одни из самых ярких впечатлений за всю поездку.

Запись в книге отзывов одного из посетителей:
«Во дворце есть нечто, что заставляет забыть о бренной жизни – эффект мощнейшего, всепоглощающего очарования…»



На набережной Мойки стоит старый особняк – дом князей Юсуповых (Мойка, 94). Идти от Невского прилично, я даже начала тревожиться, иду ли я в правильном направлении, хотя, может, это мне из-за снега и гололеда показалось долго. Наконец, ура, дошла.

Стоит остановиться на набережной напротив здания и постоять хотя бы минуту, просто посмотреть на фасад.



Улочка перед парапетом набережной узковата, никак не вместить в объектив здание целиком, и это очень жалко. Ну ладно, что получилось.



Сразу в глаза бросаются очень внушительные размеры, фамильный герб на фасаде. Да, думаешь, внутри, должно быть, очень много помещений. Однако сдержанность, даже некоторая аскетичность фасада, казалось бы, не сулит ничего особенного интересного. Однако впечатление от фасада обманчиво.

Практически сразу войдя в парадные двери дворца, вы почувствуете, что попали в необыкновенно прекрасное, роскошное, щедрое место.



Но сначала вам придется решить, как вы хотите туда попасть: в составе организованной группы (280 рублей, по расписанию) или с аудиогидом (500 рублей, в любой момент).



На первом этаже и в полуподвале дворца также устроена экспозиция «Убийство Григория Распутина». Туда можно попасть, купив отдельные билеты. Я там не была. Но знаю следующее. Экспозиция устроена в бывших личных покоях Феликса Юсупова, именно там, где и разыгралась историческая драма: сюда в полночь 17 ноября (по старому стилю) 1916 года князь пригласил «старца», видя в нём злого гения царской семьи и желая спасти российское самодержавие от гибели, физически уничтожив Распутина. В экспозиции – исторические сцены, реконструированные при помощи восковых фигур.

Немного поспорив с собственной жабой, раскошелилась на аудиогид и ни разу потом об этом не пожалела. Во-первых, сделан аудиогид очень грамотно, «по-европейски»: под соответствующим номером идет общая информация о каждом зале, под дополнительными цифрами – добавочные сведения об отдельных предметах в комнатах, если тебе интересно. Мне всё было интересно.

Во-вторых, находиться в залах дворца с аудиогидом можно сколь угодно долго и с большим удовольствием, в отличие от постоянно подгоняемых экскурсоводами несчастных посетителей в составе организованных групп. Стоя в уголочке в одном из залов, я пропустила мимо две экскурсии подряд, чтобы они не мешали мне фотографировать. Засекла: каждая группа находилась в зале чуть больше двух минут. За такое время там даже беглым взглядом всё не окинешь: такие вокруг роскошь интерьеров и богатство деталей. Но залов во дворце, поверьте, очень много, поэтому спешка экскурсоводов оправдана, а решать, какой темп вас устраивает, вам.

За аудиогид приготовьтесь оставить залог – 1000 рублей. К нему выдадут план-схему залов с проставленными цифрами для прослушивания. Хотя и так запутаться сложно: в каждом зале всё чётко пронумеровано.
Начинается осмотр со второго этажа или бельэтажа, куда вы, наконец, после соблюдения всех формальностей, поднимаетесь по парадной лестнице.



Боже мой, куда смотреть?! На потолок? На панно на стенах? Такая красота везде!





Может, просто аудиогид послушать? Под первой же кнопкой – основные моменты истории дома.

История особняка

Как это ни удивительно прозвучит, Юсуповский дворец до сих пор не является музеем. В советское время его передали Комиссариату просвещения и со временем превратили в так называемый Дом учителя – своеобразный дом культуры работников педагогической сферы. По документам им особняк и продолжает оставаться. Помимо экскурсий, там проходят концерты, спектакли и другие культурные мероприятия.

А начиналось всё довольно давно.
В середине 1740-х годов территория, на которой стоит сейчас особняк, вошла во владения графа П.И. Шувалова – влиятельнейшего сановника времен Елизаветы Петровны, который возвёл на набережной пышное барочное сооружение в два этажа. Его сын и наследник А.П. Шувалов позже строит новый дворец, авторство которого приписывают профессору Петербургской академии художеств Жану-Батисту Валлен-Деламоту (кстати, кто помнит список живущих в «Республике кошек» хвостатых граждан? Один из них назван как раз в честь этого архитектора :)). Основы шуваловского здания и частично планировка усадьбы сохранились до наших дней.

Проходят годы, и в 1795 году дом на Мойке у наследников графа А.П. Шувалова приобретает в казну императрица Екатерина Вторая, которая пожаловала его одной из своих статс-дам.

А уже в 1830 году дворец покупает за 250 тысяч рублей ассигнациями влиятельный и богатый вельможа князь Николай Борисович Юсупов для своего единственного сына Бориса. По фамилии этого рода особняк и стал известен.

Юсуповы – богатейшая русская аристократическая фамилия, ведущая свою историю от потомков Юсуфа-мурзы, правителя Ногайской Орды, которые служили русскому престолу со времен Ивана Грозного. В конце 17 века они приняли православие стали называться князьями Юсуповыми.

Юсуповы владели дворцом вплоть до Октябрьской революции. С членами этой семьи и связан самый интересный и насыщенный событиями период существования особняка.

Сам Николай Борисович Юсупов, купивший особняк, практически там не жил, однако именно он положил начало славе дворца. А как же иначе, ведь он был выдающимся человеком своего времени, одним из самых блестящих представителей эпохи Просвещения. Занимал множество видных государственных постов, добился успехов на дипломатическом поприще, руководил проведением коронационных торжеств ТРЁХ (!) императоров (единственный в истории подобный случай) – Павла I, Александра I и Николая I. Он дружил с самыми одаренными европейскими художниками и литераторами, приятельствовал с Бомарше, был знаком с Дидро и Вольтером. Утонченный вкус и широкий круг знакомств среди европейских знаменитостей, антикваров и коллекционеров подвигли Екатерину I I и Павла I доверить ему закупку произведений искусства для своих коллекций. Так что в той или иной степени личностные пристрастия князя отразились на формировании собраний Эрмитажа, Павловска, Гатчины, Царского Села.

Выполняя подобные поручения государей, князь не забывал и о собственных приобретениях. Скупал антики, старинную и современную живопись, мрамор, бронзу, шпалеры, гравюры и, таким образом, положил начало фамильной традиции коллекционирования и частному собранию, которое могло поспорить с сокровищницами европейских государей того времени.

Но вернёмся к дворцу.
За свою долгую жизнь дом неоднократно ремонтировался и перестраивался разными архитекторами, а в 19 веке так каждые 30 лет: 1830-е гг. архитектором Андреем Алексеевичем Михайловым, в 1860-е гг. Ипполитом Антоновичем Монигетти, в 1890-е гг. Александром Александровичем Степановым.

При перестройках приглашались разные художники и, как бы мы сейчас сказали, дизайнеры для оформления его внутреннего убранства. Все они вносили в облик дворца свое видение прекрасного. Сейчас внутри можно увидеть комнаты, совершенно разные по стилю, но одинаково притягивающие, завораживающие и сказочно роскошные: Гостиная Генриха II, экзотическая Мавританская гостиная, Музыкальная гостиная, Дубовая столовая, великолепный Домашний театр, будуары, кабинеты, гардеробные, спальни, гостиные.

Дворец буквально заполнен изысканными предметами убранства: резные мраморные, ониксовые и малахитовые камины, светильники, бронза, стильная мебель, музыкальные инструменты, произведения искусства.

Глядя на всё это великолепие, понимаешь, что светская и культурная жизнь дворца была чрезвычайно насыщенной. В нём устраивались блестящие аристократические рауты, балы и приёмы.

Есть в истории дворца и тёмная страница. Он также известен тем, что именно в его подвалах произошло убийство Григория Распутина, одним из инициаторов и участников которого был владелец дома на тот момент – князь Феликс Юсупов. После этого он с семьёй вынужден был покинуть столицу, и дом на Мойке опустел. Верные слуги и доверенные люди тщательно спрятали юсуповские сокровища в потайные замурованные комнаты.

В 1917 году во дворце разместились официальные дипломатические представительства Швеции и Германии, что спасло его от разграбления в смутное время.

В феврале 1919 года княжеский особняк был объявлен национальной собственностью и перешел в ведение Комиссариата просвещения. При осмотре дворца в его тайниках обнаружили несметные богатства. Кладовые хранили более тысячи живописные полотен кисти Веласкеса, Ван Дейка, Рембрандта, Коро, Фрагонара и других художников, 128 музыкальных инструментов, в том числе драгоценные скрипки работы братьев Амати и великого Страдивари, редчайшие предметы прикладного искусства, нумизматики, коллекционного оружия, гобелены, шпалеры, а также бесценные рукописи – письма и автографы Пушкина, Державина, Гоголя, Вяземского, Бомарше, Мериме, Гюго, Шиллера.

В том же году княжеские сокровища были выставлены для обозрения в залах дворца, а позднее в нём стал работать Музей дворянского быта, просуществовавший до 1925 года. После закрытия музея художественная коллекция князей Юсуповых была разделена на части, которыми пополнили свои фонды Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств имени Пушкина и другие музеи. Однако следы многих уникальных предметов искусства из юсуповского собрания затерялись во времени и пространстве…

С 1925 года и до настоящего времени в Юсуповском особняке на Мойке располагается Дворец работников просвещения (первоначально назывался Домом учителя).

После Великой Отечественной войны была проведена огромная работа по реставрации и возрождению дворца и его интерьеров, результат которой каждый может увидеть сегодня сам.

Невозможно перечислить и показать на фото в одном посте все залы и помещения дворца. Несмотря на их красоту, зритель устанет. Но как же сложно выбрать, что показать!

Великолепная Гобеленовая гостиная, тонущая в полумраке; по контрасту неожиданно яркая и солнечная Большая ротонда, полукруглую плавную красоту которой никак не получается объять обычным объективом, который вырывает только жалкие кусочки из окружающей действительности; Кабинет князя, весь заставленный от пола до потолка полками с редкими книгами, от названий на корешках которых не хочется отрываться; странная в этом окружении, но прекрасная Мавританская комната, сразу напомнившая мне севильский и гранадский алькасары. А непередаваемо великолепный Домашний театр? А Музыкальная гостиная? А Белоколонный зал? А залы картинной галереи князей, создававшиеся для того, чтобы служить обрамлением художественных жемчужин? Всё нужно увидеть собственными глазами, обо всём послушать. Фото, к сожалению, не передадут всей красоты.

Гобеленовая гостиная

С этой комнаты начинается осмотр дворца, если не считать подъёма по парадной лестнице и Аванзала. Гобелены, которые сейчас украшают стены гостиной, - не оригиналы, но точные копии ранее висевших здесь фламандских и французской работ, выполненные живописцами-реставраторами на холсте. Визуально они воспроизводят ковровую технику и вставлены в подлинные, 19 века, пышные резные обрамления.



Спальня княгини

Интерьер спальни княгини был создан в конце 1850-х гг. архитектором И.А. Монигетти и дополнен в 1890-х гг. А.А. Степановым.

По сравнению с намеренно торжественными парадными спальнями вельмож 18 века это помещение показалось мне даже уютным :)



Угловой камин из оникса.



Зеленая гостиная

Здесь, даже после всех перестроек сохранены элементы архитектурной композиции, созданной ещё Ж.-Б. Валлен-Деламотом – простота форм, сдержанная элегантность, бледные-зелёные тона. А вот яркое пятно малахитового камина добавлено уже позднее, архитектором Монигетти.





Красная гостиная

Малиновая, Золотая – вот несколько названий этой гостиной. И ещё она именовалась Императорской, так как на её стенах висели портреты царствующих особ. Естественно, что и отделка зала, и позолоченная мебель великолепная.



Синяя гостиная

Чудо, какая красивая комната! Бог его знает, чем это достигается: может, цветовыми сочетаниями – позолота и белый мрамор и сине-золотой штоф панно, может, росписями потолка – плафоны буквально сотканы из фигурок амуров, букетов и музыкальных инструментов.



А тут ещё и бело-голубой севрский фарфор, и золочёная бронза, и мебель, вторящая цветам комнаты. Например, этот красавец-стол, от которого просто глаз не оторвать.



Большая ротонда

Восемь колонн поддерживают свод зала, центр которого увенчан куполом, символизирующим звёздное небо. Ротонда немного напоминает расписанный фарфор блестящей поверхностью мраморных стен и яркими росписями.



Ваза в простенке.



Белоколонный (Банкетный) зал

Открывает парадную анфиладу вдоль набережной Мойки. Один из самых больших в Юсуповском дворце, занимает в высоту два этажа.



Раньше здесь устраивались торжественные балы и ужины, сейчас регулярно проводятся музыкальные салоны, презентации, приёмы.



Залы картинной галереи

После Белоколонного зала начинаются помещения бывшей княжеской картинной галереи, построенной в 1830-е гг. А.А. Михайловым. Сооружение этой анфилады стало необходимым делом после смерти князя Николая Борисовича Юсупова, жившего в Архангельском. Из этого подмосковного имения в Юсуповский дворец нужно было перевезти значительную часть художественного собрания семьи.

Полотна итальянских, французских, английских, голландских, испанских и немецких мастеров разместились в этой анфиладе, предназначенной специально для них – в Николаевском зале (в честь основателя юсуповской коллекции Н.Б. Юсупова), Прециозе (переводится с итальянского как «драгоценный»), Ротонде Кановы, Античном и Римском залах и Белозерской галерее. Одни названия чего стоят. Покажу фото из трёх.

Малая Ротонда (Ротонда Кановы)

Свое название эта ротонда, являющаяся центром картинной анфилады, получила от находившихся здесь прежде произведений известного скульптора Антонио Кановы.

Сейчас здесь можно увидеть триптих «Благовещение» Г. Дюбюфа и прекрасного гипсового «Ангела» работы М.М. Антокольского – модель мраморного памятника, установленного на могиле рано умершей Татьяны Николаевны Юсуповой.



Античный зал

Как подсказывает название, прежде в этом зале были расположены предметы античного искусства, как подлинные, так и копии. Некоторые из них можно увидеть и сейчас.





Римский зал

Этот зал - последний в анфиладе картинной галереи. Когда я была во дворце, там находилась временная выставка из фондов Гатчинского музея.



Парадная дверь, стилизованная под римскую арку, ведёт из Римского зала в княжескую ложу театра, а по лестнице, расположенной в центре зала, можно спуститься в партер.

Театр

Будьте готовы, театр поражает воображение. Просто останавливает, запрокидывает вам голову и не отпускает. Ну всё уже, вроде бы, пора уходить, ну ещё немножко посмотрю на роспись и всё, ну сколько можно…

Театр похож на вызолоченную драгоценную шкатулку: блеск позолоты, узоры причудливой лепнины, красный бархат обивки.

На занавесе - изображение дворца Юсуповых в Архангельском под Москвой.



Роспись плафона – парящая в облаках на колеснице фигура богини утренней зари Авроры.



Фраза из буклета по дворцу: «он (театр) являет собой чудо имитации большого европейского театра». Действительно чудо, потому что театр очень компактен, однако в нём соблюдены все каноны театральной архитектуры, выдержаны все требования акустики.

Создан архитектором А.А. Михайловым в 1830-е годы. Претерпел две реконструкции (1860-е гг. - Монигетти, в 1890-е годы - Степановым), каждая из которых приближала его к совершенству.
Зайдите в театр и сразу обернитесь и посмотрите наверх. Это княжеская ложа в театре.



В театре в своё время выступали Ф. Лист, Ф. Шопен, П. Виардо, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, читали свои произведения Блок, Есенин, Маяковский. Выполняет он своё предназначение и сейчас: там ставятся спектакли классического репертуара. Вот только не знаю, насколько сложно туда попасть, и вообще, как. В будущем мне бы очень хотелось.

Дубовая столовая

Дубовая столовая была спроектирована в конце 19 века архитектором А.А. Степановым на месте Зимнего сада, созданного в 1840-е гг.

Тёмный морёный дуб, тяжёлый даже на взгляд, придаёт великолепие и добротность отделке помещения и создает контраст с большинством светлых, легких залов дворца. Существует версия, что резьбу по дереву исполнили мастера, приглашённые из Венеции.





Музыкальная гостиная

Создавший эту комнату в 1858-1860 гг. Монигетти был великолепным стилизатором и мастером реконструкции архитектурных стилей различных эпох, поэтому в интерьерах Музыкальной гостиной так узнаваемо и вместе с тем тонко проступают формы итальянских палаццо.

Музыка очень много значила в жизни Николая Юсупова-младшего, внука Юсупова, купившего дворец у Екатерины. Именно он, прекрасный композитор и исполнитель-скрипач, почетный член Парижской консерватории, Римской музыкальной академии, задумал этот зал как концертный.



В гостиной можно увидеть старинный механический орган, созданный в Австрии в середине19 столетия. В его «репертуаре» итальянская и французская музыка 18-начала 19 вв.

Первоначальное назначение этого помещения как музыкального салона сохранилось и поныне – здесь устраиваются концерты камерной музыки.

Мавританская гостиная

Раньше на этом месте была Восточная гостиная Монигетти. Позднее, при перестройке дворца в 1890-е гг. А.А. Степанов переделал комнату согласно своему видению и моде на архитектуру Востока, свойственной тому времени. Заметно, что на создание интерьеров гостиной архитектора вдохновила экзотика покоев Альгамбры.
Так жаль, что в этой комнате я оказалась зажата экскурсионными группами, так что не смогла сделать более наглядных фотографий без попадающих в кадр людей, показываю только кусочек.



Последний владелец особняка князь Феликс Юсупов так вспоминал о Мавританской гостиной: «Мне нравилась эта комната своим восточным, полным неги, стилем, я любил здесь предаваться мечтам. Я устраивал там живые картины. Сидя на диване в драгоценностях своей матери, я представлял себя сатрапом, окружённым рабами».

Кабинет князя Н.Б. Юсупова
Здесь размещалась уникальная библиотека князя, книжное собрание которой насчитывало около 8 тысяч томов. Именно здесь, в тайном хранилище, были обнаружены 26 писем Пушкина, которые сейчас находятся в Музее русской литературы Российской Академии наук.



Сейчас здесь открыт зал редкой книги с изданиями второй половины 19 века, с автографами Державина, Вяземского, Набокова, экслибрисами императора Николая Первого. Частично здесь находятся книги, входившие в частное собрание князей Юсуповых, частично старинные издания, переданные из книгохранилищ других особняков.



Во дворце гораздо больше залов, чем я упомянула в рассказе, и каждый очень красив, поверьте. Если вы будете ходить по дворцу сами, с аудиогидом, надо рассчитывать, что на осмотр вам понадобится часа три, не меньше. И даже не устанете.

Но, пожалуй, хватит. А то я так никогда не остановлюсь…

Tags: Санкт-Петербург, Юсуповский дворец, музеи, путешествия, что посетить
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments