Юлия (mujer_soleada) wrote,
Юлия
mujer_soleada

Categories:

Суоменлинна – цитадель с тремя именами. Часть вторая.

Susisaari.

Все острова Суоменлинны, доступные для посещения, соединяются между собой вот такими невысокими мостиками.



На этом я даже сфотографировалась, один из редких кадров меня из этой поездки.



Именно на этом острове можно вволю полазить по различным сохранившимся фортификационным сооружениям. Их там множество:


защищали по периметру береговую линию, обслуживали внутренние функции. Некоторые облагорожены для туристов – деревянные настилы, перила.



Но большинство - в «естественном» состоянии. Это выглядит, например, вот так.



Это первые фортификации, которые встретятся вам на острове, они глядят на пролив, отделяющий Susisaari от Mustasaari.



В отверстиях амбразур были выставлены вот такие ледяные икебаны, сильно оживлявшие вид крепости, особенно если смотреть изнутри.





Вообще в тот момент, видимо, только что закончилась какая-то выставка ледяной флористики, и время от времени, в самых неожиданных местах, можно было наткнуться на изящные малопонятные сооружения изо льда.



В начале марта, когда я там была, подходы к фортификациям были так надежно завалены снегом, что пробираться туда и ходить внутри можно было только на свой страх и риск. Именно так и было написано на периодически встречавшихся предупреждающих табличках. Кроме основных дорог, территория в это время года не очищается от снега и наледи.

Например, подниматься на возвышение, где когда-то стояли батареи, защищавшие подходы к острову, пришлось вот по такой опасной лестнице, представлявшей на тот момент просто ледяную горку.



Но уж больно мне хотелось посмотреть открывающиеся с высоты виды. Даже начавшийся снегопад меня не остановил. А зря. Уже когда я подходила к этому месту, снегопад усилился, а наверху он скооперировался с пронизывающим ветром и превратился в настоящий буран. С ног просто сдувало, руки-ноги онемели, видимость упала практически до нуля. Народу вокруг никого. Ощущения непередаваемые. Вроде, жутко холодно и одиноко. Но с другой стороны, что-то держало меня там, наверху, даже в непогоду и заставляло не отрывать глаз от кружев льда на мёрзлой воде, от свинцового моря и неба, от танца метели над остатками бывших батарей. Неуютно, да, одиноко, да, не могу объяснить, что же меня там так завораживало. Лучше фотографии покажу.











Время от времени я отрывалась от созерцания воды, неба и льда и оглядывалась на мощные пушки – памятники военного прошлого, на валах, построенных русскими в конце 19 века.





Строго говоря, эти линии обороны с валами и пушками располагаются на острове Кустаанмиекка (Kustaanmiekka) – самом южном из пяти связанных островов. Но, по сути, он является полуостровом, так как соединён с Сусисаари узким перешейком, по которому проходит оборонительный вал.

Ну как, по цвету неба видно, какая на тот момент разыгралась стихия? А это были ещё цветочки…





С величайшими предосторожностями и риском для здоровья проделала обратный путь - скольжение по лестнице. Был сильный соблазн повернуть назад, в тепло туристического центра, однако карта говорила, что всего в каких-нибудь 800 метрах находится ещё одна достопримечательность острова – Королевские ворота. Название звучало так заманчиво, что я, закутавшись поглубже во всё, что было, направилась в указанном направлении.

Чтобы представить себе, что творилось вокруг по пути, покажу вам несколько фотографий крепости, на которых вы вряд ли разглядите что-нибудь, кроме белой пелены.







А вот и вожделенные Королевские ворота – тоже символ Суоменлинны. Воздвигнуты на месте, где когда-то пришвартовался корабль короля Швеции Адольфа Фредерика, решившего лично проконтролировать строительство крепости в 1752 году. Это вид, естественно, изнутри острова – с той стороны, с которой я подходила к берегу.



Снаружи небольшая площадка, фотографирую, обернувшись. Строились ворота в 1753-1754 гг. как центральный вход в крепость.



В конце концов, я решила, что от ветра и снега можно немного отдохнуть, отправившись исследовать береговые защитные сооружения изнутри. И неважно, что пробираться к каменным коридорам пришлось по колено в снегу, зато внутри – затишье, и ввиду отсутствия народа, простор фантазии.





Я довольно долго бродила по переходящим друг в друга галереям, трогала старые камни, выглядывала в амбразуры, пытаясь вообразить себе атмосферу прошлых времён. Конечно, фотографии темноваты, но именно так всё и выглядело, настоящее приключение в катакомбах и в глубинах времён.







Из основных рекомендуемых к просмотру достопримечательностей на этом острове –

1) Могила первого коменданта крепости Августина Эренсверда в Крепостном дворе.

Августин Эренсверд (Эренсвярд) (1710-1772) – создатель крепости, архитектор, кораблестроитель, морской и артиллерийский офицер, шведский фельдмаршал, главнокомандующий шведскими войсками в Померании во время Семилетней войны. В его жизни были только две страсти – Свеаборг и флот.

Это именно он в 1747 году добился позволения на проведение в Финляндии фортификационных работ с целью укрепления русско-шведской границы. Главным результатом его деятельности и стало возведение Свеаборга, построенного по его чертежам. Кроме того, в 1756 году по его же инициативе был реорганизован галерный флот, который получил название армейского. Его главной базой стал нововозведённый Свеаборг.

Конечно, именно Свеаборг - дело его жизни и стал местом его упокоения. Могила находится в Крепостном дворе – главной площади крепости, спроектированной самим Эренсвердом. Запоминающееся надгробие – аллюзия к древнегреческим героям.



Шлем на аллегорическом скульптурном изображении древней ладьи.



В Крепостном дворе также есть Музей Эренсверда, расположенный в его бывшей официальной резиденции. Рассказывает об эпохе, в которую жил первый комендант крепости.

2) Сухой док – один из старейших действующих сухих доков мира.

На смотровую площадку над доком выходишь через эти ворота.



В шведский период док был самой важной частью крепости, её сердцем, где строились и ждали своего часа спуска на воду корабли берегового флота Швеции. Для строительства дока два небольших соседних острова соединили дамбой. Доку очень много лет: сначала из него спускали воду с помощью ветряной мельницы, потом откачивали насосом на лошадиной тяге, и только позже к делу подключились машины.
Сооружение дока было полностью завершено к 1782 году, хотя корабли здесь строились, уже начиная с 1760-хгг.



После того, как в 1809 году Финляндия стала частью Российской империи и Виапори превратилась в русский гарнизон, док практически не использовался и стал буквально разваливаться, к тому же многие его сооружения были повреждены в период Крымской войны 1855 года. Так что в течение всего 19 века строения дока служили складами или использовались как ремонтные мастерские. А вот во время Первой Мировой русские стали пытаться возрождать док в своём основном предназначении, но в 1917 году Финляндия обрела независимость и крепость ещё раз поменяла хозяина.
В 1920-30х гг. здесь стояли финские субмарины.



Как можно заметить по вышеприведённым фотографиям, как раз в это время стал набирать силу упомянутый мною снегопад, закончившийся нешуточной метелью. Аккумулятор фотоаппарата не выдержал натиска холода и снега и приказал долго жить. Поэтому немногим позже, когда стихия утихла, я ещё раз вернулась в док и засняла корабли, стоящие в ожидании, на телефон, уж очень они показались мне одинокими и терпеливыми.





Сегодня док используется для ремонта старых деревянных судов.



3) Музей подводной лодки «Весикко».
В марте он ещё был закрыт. Люди, посетившие музей на подводной лодке «Народоволец» в Петербурге, говорят, что по сравнению с ним «Весикко» не удивляет, но я бы всё равно пошла, если бы было открыто, я ни разу внутри подводной лодки не была. Эта отреставрированная финская подводная лодка 1930-х гг. обещает возможность познакомиться с условиями жизни судовой команды и технологиями строительства подводных судов той эпохи.



После того, как я с упорством, достойным лучшего применения, вынесла все тяготы метели на Суоменлинне и не сбежала оттуда немедленно, погода одарила меня неожиданной благодатью. Вдруг казавшаяся вечной снежная непогода вокруг исчезла как по мановению волшебной палочки, небо на глазах стало заливаться пронзительно-чистой синевой.





Ещё немного и с прояснившегося неба засияло по-настоящему весеннее и тёплое солнышко.



Невозможно передать, какая это благодать: постепенно отогревать заиндевевшие руки и прочие части тела под лучами нежданного солнышка!



Сразу расхотелось куда-либо уезжать, и я смело отправилась изучать оставшиеся острова: Pikku Mustasaari и Lansi-Mustasaari.
Много времени это не заняло, в отличие от первых двух островов, заслуживших такого пространного моего рассказа. На первом из упомянутых находится Морское училище (Naval Academy), жёлтые корпуса которого вы можете видеть на фото. Там меня встретила абсолютная пустынность и тишина.



Прошлась между корпусами и – на следующий остров по гостеприимному мостику.
На втором острове – просто жилые дома.





Кроме всего вышеописанного, в район Суоменлинны входят ещё три обособленных острова – Сярккя, Лонна и Порместаринлуодот, на них тоже сохранились укрепления. Все острова вместе также известны как Волчьи шхеры.

Пора уезжать. А даже и не хочется, глядя на такие пейзажи. Ну, кто бы мог подумать, что всего лишь полчаса назад здесь царили мрак, метель и холод?





Уплывала я в Хельсинки на пароме уже после 5 часов вечера. И вот тут увидела, как в это время из центра возвращаются домой живущие здесь, на Суоменлинне, люди – детские коляски, пакеты с продуктами из магазинов, рюкзаки за плечами, велосипеды, родители, тянущие за собой санки с детишками.

Это для нас здесь остров-музей, а для кого-то – дом. А чего удивляться, везде так.
Tags: Суоменлинна, Финляндия, Хельсинки, путешествия, фото, что посетить
Subscribe

  • Я уже дома схожу с ума

    от учёбы, работы и готовки. А сегодня такое солнышко, такая тихая золотая погода. Допрыгали до машины и уехали на лавочку к пруду, там можно…

  • Первая четверть в школе

    у нас закончилась, не успев толком начаться. Всю прошлую неделю Игорь был на больничном с кашлем, в этот понедельник должен был выйти в школу, но в…

  • Как меня Леший водил

    Обожаю ходить по грибы. На даче у нас, правда, места не особо грибные, но всё равно мне нравится. Далеко заходить боюсь, хожу примерно по одному…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Я уже дома схожу с ума

    от учёбы, работы и готовки. А сегодня такое солнышко, такая тихая золотая погода. Допрыгали до машины и уехали на лавочку к пруду, там можно…

  • Первая четверть в школе

    у нас закончилась, не успев толком начаться. Всю прошлую неделю Игорь был на больничном с кашлем, в этот понедельник должен был выйти в школу, но в…

  • Как меня Леший водил

    Обожаю ходить по грибы. На даче у нас, правда, места не особо грибные, но всё равно мне нравится. Далеко заходить боюсь, хожу примерно по одному…