Юлия (mujer_soleada) wrote,
Юлия
mujer_soleada

Categories:

Национальные парки Черногории: Дурмитор. Чёрное озеро, каньон реки Тара, мост Джурджевича.

Напомню, что жили мы в окрестностях города Котор, но про него я, наверное, напишу позднее. Меня, как всегда, тянет начать не по порядку, а с самых сильных впечатлений, и я не буду сопротивляться этому желанию :)

Кто бывал в Черногории, возможно, представляет, что Котор находится довольно-таки далеко от заявленных в заголовке мест, но меня это не остановило. От поездки в Черногорию мне больше всего хотелось именно природных красот, поэтому я совершенно сознательно решила потратить хотя бы один день целиком на автомобильное путешествие по северу страны и даже рискнула подвергнуть себя пытке местным серпантином, прекрасно зная, как отреагирует на это мой организм.
Не всё в этом дне получилось, так, как представлялось в мечтах, но сейчас неприятные подробности уже почти испарились из памяти и остался «чистый золотой осадок» - воспоминания о поистине прекрасных местах, которые мне довелось увидеть в тот день. А начиналось всё так.


Изучив на Отзыве.ру раздел о Черногории, я связалась с одним из индивидуальных русских гидов, работающих в стране, которого вроде бы рекомендовали бывавшие там туристы, договорилась о дне экскурсии и цене (немаленькой, надо заметить). Маршрут очень протяжённый: более 400 км. Начинается путешествие ранним утром, и возвращаетесь вы уже в темноте, как повезёт – в 11 или 12 ночи. Маршрут включает посещение двух национальных парков Черногории - Дурмитор и Биоградска Гора, каньон реки Тара, каньон реки Морача и одноимённый монастырь. Плюс по дороге, конечно, встречаются красивые места и можно выйти посмотреть-поснимать.
Например, на подъезде к городу Никшич, больше всего известному производимым там пивом, можно увидеть прекрасные озёра.

IMG_7197.JPG

IMG_7193.JPG

Сразу расскажу о неприятном и дальше уже буду только о положительных впечатлениях.

Мне с первого взгляда не понравился наш гид. И дальше первое впечатление только усиливалось. Приехал почти вовремя, опоздание не очень значительное, но внешний вид – явно «хорошо проведённого» накануне вечера плюс явственно ощущаемый мной соответствующий запах (справедливости ради следует сказать, что муж ничего такого не почувствовал, ну на то у женщин и обоняние острее). Возможно, я бы простила этому товарищу все эти внешние неурядицы, с кем не бывает, если бы в дальнейшем он своими рассказами оправдал нелёгкое, но почётное звание гида. Муж опять-таки уверял, что я слишком критична, но я повторю столько, сколько потребуется: этот товарищ не гид. Просто водитель. Он просто возил нас от точки до точки, но не рассказал практически ничего о стране и местах, которые мы проезжали. Информацию приходилось выуживать: во время долгой дороги мы сами задавали вопросы о житье-бытье, о местной политике, промышленности, он на них более или менее отвечал, так как не первый год живёт в Черногории и знает страну изнутри, но вот что касается истории, архитектуры тех объектов, которые встречались по пути, какой-то интересной информации, деталей, которые так ценны в рассказах опытных экскурсоводов, – полный швах. Я даже не сразу поверила, что всё так плохо, и рискнула задать пару «контрольных» вопросов – относительно простейших фактов, о которых сама знала из интернета, например, в честь кого освящён храм или почему так назван этот мост, к которому вы нас привезли, – вещи, которые любой экскурсовод просто обязан знать, но он ответов не знал. В принципе цена, взятая им за день, вполне соответствует цене такси за целый день, но тогда, я считаю, и не надо называть себя гидом. Всё, я высказалась по этому поводу :) Теперь о приятном – о том, что мы увидели и испытали за эту поездку.

Первая долгая остановка – национальный парк Дурмитор, а именно Чёрное озеро (Црно-езеро).

Несколько сухих цифр слов о самом парке из Вики: «создан в 1952 году, включает в себя горный массив Дурмитор, каньоны рек Тара, Сушица и Драга, а также верхнюю часть плато Комарница. Общая площадь — 390 км². В 1980 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристическая инфраструктура сосредоточена вокруг города Жабляк».

То есть, это значит, что если вы захотите самостоятельно приезжать исследовать парк, то останавливаться нужно в Жабляке (ударение на первый слог). Фотографий из этого городка нет, так как мы быстро проехали его на машине, но успели заметить, что большая часть города – комфортабельные гостиницы, рестораны и магазины. Зимой в Дурмиторе, говорят, хорошо кататься на горных лыжах, место очень популярное. Летом можно ходить в походы по пешим маршрутам, жить в палатках, заниматься рафтингом.

Вот страница парка Дурмитор в сети, можно выбрать нужный вам язык страницы, русский в том числе: http://www.nparkovi.me/sajt/np-durmitor.

Перед дорогой на озеро, устроена парковка, там оставляете машину и дальше двигаетесь пешком, недолго – чуть больше полукилометра. Дорога асфальтированная, но с двух сторон лес – вкусный воздух, шумящие высоко над головами сосны, мох, покрывающий живописные валуны, вешенки, растущие чуть только стоит отойти с проторенной тропы в гущу деревьев. По сторонам дороги, ведущей к озеру, стоят торговцы свежими ягодами – малиной, земляникой, грибами и местными соками/вареньями.

После непродолжительной приятной прогулки взгляду открывается Чёрное озеро или Црно-Езеро - одно из18 ледниковых озёр парка Дурмитор. В ледниковый период вся здешняя территория была покрыта льдом, а с приходом оттепели образовалось множество красивых горных озер. Иногда эти озёра называют «горными очами».

Чёрное озеро – самое большое из них и, как утверждают, самое красивое – находится под горой с названием Медведь, среди вечнозелёного хвойного леса. Не знаю, почему в своё время озеро было названо именно Чёрным, сейчас утверждают, что хвоя окружающих его деревьев придаёт водам озера необычный изумрудно-зелёный цвет. Вероятно, в другое время года, воды могут принимать более тёмный цвет.

IMG_7201.JPG

IMG_7204.JPG

Глубина и протяжённость озера меняются в зависимости от времени года, но максимальная зарегистрированная длина достигала 1155 метров, а ширина 810 м.

Вода чистейшая, запрета на купание нет, но при такой погоде (с утра шёл дождь, и было довольно прохладно и сильно ветрено) никто не рискует окунуться. Муж был единственным, вон он, где-то там.

IMG_7208.JPG

Берега озера.

IMG_7215.JPG

Я почему-то думала, что заявленное в программе экскурсии посещение национального парка будет включать в себя какой-нибудь хотя бы небольшой пеший маршрут по парку, ну хотя бы полчаса, ну или рассказ о том, сколько времени займёт та или иная пешая прогулка и предоставленное свободное время, но наш сопровождающий затруднился это сделать, демонстративно зябко поёживаясь в своих шортах и сандалиях на босу ногу, и в результате мы просто постояли под зонтиком около озера, полюбовались открывающимся вокруг пейзажем и пошли обратно к машине. Но даже это беглое впечатление того стоило. Серьёзно, я помню это озеро до сих пор, оно прекрасно.

IMG_7213.JPG

Вообще, я обязательно должна сказать тем, кто только собирается в Черногорию и планирует свой маршрут, что по фото в этом отзыве, к моему глубочайшему сожалению, никак нельзя судить о Дурмиторе. Я видела ничтожно малую часть. Ничтожно. Поэтому рискну включить в отзыв некоторые сведения, о которых знаю лишь понаслышке да с просторов инета.

Говорят, там можно увидеть всё: есть и ледяные озёра, и луга, покрытые летом разнообразными цветами, и чащи хвойного леса и, конечно, горы. На одном из сайтов о Черногории об этом парке пишут ну прямо-таки чарующие и завораживающие слова: «В свое время здесь обитали греческие племена, считавшие это место вторым Олимпом. Греки верили, что днем боги правили на первом Олимпе, а ночью спускались на второй Олимп, чтобы отдохнуть и насладиться чистотой и свежестью дурмиторских гор».

Некоторые вершины Дурмитора даже летом остаются покрыты снегом. Самая высокая точка горного массива называется Боботов кук; ее высота составляет 2523 м. Внутри гор образуются пещеры и целые водные системы. Администрация парка утверждает, что вода кристально чистая, и её можно совершенно спокойно пить.

Ещё пишут, что в летнее время в Дурмиторе очень комфортно по сравнению с побережьем: в то время как у моря бывает душно, влажно и жарко, здесь тепло и очень легко дышится. И многие местные жители пытаются сбежать с побережья и приехать сюда, чтобы немного «продохнуть» от жары. У меня нет оснований этому н верить, но из собственного опыта добавлю, что когда на побережье прохладно, в Дурмиторе откровенно холодно :)

Следующая остановка также была на территории парка Дурмитор. Каньон реки Тара. Нет, не так: КАНЬОН РЕКИ ТАРА. О-о, это было, пожалуй, самое яркое впечатление не только за этот день, но и за весь черногорский вояж. Слушайте. Может, кто-то и бывал в США и его каньонами не удивишь, но я видела такое впервые и глаз оторвать не могла.

Цифры: ущелье вдоль Тары протянулось на 80 км, глубина около 1300 м.

IMG_7228.JPG

Это самый глубокий каньон в Европе, а в мире он уступает лишь Гранд-Каньону США. Конечно, мы видим со смотровой площадки только часть, но этого достаточно, чтобы проникнуться красотой этого места.

IMG_7237.JPG

Туристов свозят к мосту Джурджевича, отсюда удобно открывается очень выгодный вид. Мост бетонный, огромная непростая инженерная конструкция, но, не правда ли, она кажется просто растущей из стены и со дна ущелья?

IMG_7222.JPG

IMG_7219.JPG

Ну как не запечатлеть себя на фоне торжества инженерной мысли, к которому мы так долго и непросто добирались? :) Любители кошек, обратите внимание на футболку, куплена в Которе, одним из символов которого являются местные кошки. Там их огромное количество, и их изображениями украшают разнообразную сувенирную продукцию.

IMG_7220.JPG

Мост Джурджевича назван так отнюдь не по имени инженера-проектировщика, как можно было бы предположить, и как, не моргнув глазом соврал нам наш «гид», а получил свое название от имени владельца фермы, которая была расположена неподалёку. Хотя, на мой взгляд, такое название могло быть присвоено столь выдающемуся сооружению только по нелепой случайности. Ну как так, чтобы никто не знал имена людей, непосредственно участвовавших в создании моста? При чём здесь чья-то ферма??

Спроектировал же мост профессор Мият Троянович (Mijat Trojanović). Проект был осуществлён между 1937 и 1940 годами в Королевстве Югославия, а общее руководство строительством осуществлял главный инженер Исаак Руссо. Я думаю, они и представить себе не могли, что всего через два года их творение будет разрушено.

IMG_7225.JPG

Около такой удобной смотровой точки, конечно, сосредоточены сувенирные ларьки и кафе. Также есть стоянка, автозаправка и хостел.

IMG_7224.JPG

На момент постройки этот мост являлся крупнейшим бетонным арочным мостом в Европе, предназначенным для движения транспортных средств и пешеходов. Мост и сейчас автомобильный, работающий. Туристы, проходящие по мосту в погоне за видами и крутящие головами в разные стороны, забывающие всё на свете от такой захватывающей дух красоты, буквально лезут под колёса машин, но те терпеливо и понимающе пропускают, ждут, ползут медленно. Не слышала, чтобы кто-то хоть раз посигналил, требуя освободить проезжую часть. Но надо сказать, что и поток машин там небольшой, во всяком случае, в то время, когда мы там были.

Длина моста - 365 м, наибольшая высота проезжей части от реки Тара -172 м, конструкция состоит из 5 арок, длина самого большого пролёта - 116 м. Долгое время этот мост был единственной дорогой, связывавшей север и юг страны. Рассказывая об этой достопримечательности, невозможно не упомянуть о судьбе моста в годы Второй Мировой. В то тяжёлое время мосту пришлось стать настоящим участником боевых действий.

В апреле 1941 года, после немецкого вторжения на территорию Югославии, большая часть Черногории и, в том числе каньон реки Тара, попала под итальянскую оккупацию. В этом районе развернулась настоящая партизанская война, чему способствовал гористый рельеф местности вкупе с густыми лесами. Горный район Дурмитор пока оставался неподконтрольным, но было ясно, что мост будет использоваться противником для переброски войск и организации дальнейшего наступления. И командование Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии, приняло решение взорвать мост.

В 1942 году партизаны с помощью Лазаря Яуковича, одного из инженеров строительства моста, взорвали центральную арку, причём расчёт силы заряда и направления взрыва был настолько точен, что остальные пролеты удалось сохранить. Чтобы после окончания войны мост можно было восстановить максимально быстро и с минимумом затрат.

Однако цель партизан была достигнута: взрыв самого длинного пролета уничтожил единственный переход каньона реки Тара в данной местности, что привело к остановке наступления итальянских войск в эту часть Черногории. Итальянцы очень сильно разозлились, целенаправленно и активно разыскивали героического Яуковича, и, в конце концов, он был схвачен и расстрелян. Его предали, можно сказать, свои же. Вы знаете, кто такие четники? Это неформальное название югославской националистической организации в годы Второй Мировой войны. 2 августа 1942 г. четники выдали Лазаря итальянцам. И те расстреляли его, а тело сбросили в реку.

У въезда на мост стоит заслуженный памятник этому инженеру, который мне не пришло в голову сфотографировать, потому что тогда я просто не знала, кто это. И гид наш, как вам уже понятно, тоже не знал. Поэтому фото отсюда http://www.travel-mne.ru/sights/tara_bridge/ . На памятнике выбита надпись: «Лазарь Яукович. Инженер. Во время третьего неприятельского наступления в 1942 году он подорвал мост по приказу Верховного командования Народно-освободительной армии и Партизанских отрядов Югославии. За это он был казнен на том же самом мосту оккупантами и предателями-четниками 2 августа 1942 г. Когда мост был восстановлен в 1946 году, народ воздвиг этот памятник в его честь».

lazar.jpg

Как написано на памятнике, в 1946 году мост был полностью восстановлен. В дальнейшем с его участием было снято несколько фильмов, один из них даже голливудский с Харрисоном Фордом. А как иначе, много ли найдётся на Земле таких поистине прекрасных и уникальных мест?

После исторического экскурса возвращаемся в наши дни. Сейчас в районе моста вам предложат кучу развлечений: например, от моста начинается один из самых популярных рафтинг маршрутов по Таре. А ещё, через каньон, от одного края до другого, протянут трос – это аттракцион для туристов zipline. Между двумя края ущелья протянут трос, точка старта выше точки финиша, желающих подвешивают на ремнях к тросу, зачем-то надевают на вас шлем, и фьють! – запускают в полёт над ущельем, под собственной силой тяжести вы скользите к противоположному краю каньона. Обратите внимание, на фото видна скользящая на тросу фигурка человека. Но это пока не я :) Удовольствие стоит всего 10 евро.

IMG_7238.JPG

Если вы благополучно доехали до противоположного края, вас там ловят и освобождают от упряжи. Если же ваш вес недостаточен, чтобы донести вас до конечного пункта, придётся самому перебирать руками по тросу над пропастью, чтобы дотащить себя до финиша. Ну, вот как мне, примерно.

IMG_7243.JPG

Честно скажу, я решилась не сразу, но это было здорово, клянусь! Страшно только первые секунды, когда вас отталкивают от опоры, а потом – чистый полёт и восторг. И ничтожно мало времени, чтобы насладиться видами вокруг. Мы с мужем стартовали вместе, но доехал он по понятным причинам быстрее меня, поэтому и сфотографировал. А потом признался: «Если бы ты не полезла туда, я бы сам не поехал, но одну тебя отпустить не мог» :)

IMG_7249.JPG

После мы поехали уже в другое место, рассказ о котором будет уже в следующем посте, но напоследок хочу сказать ещё пару завлекательных слов о Дурмиторе.

Дело в том, что немногие туристы доезжают до этого места, т.к. если ехать с побережья, то путь только в одну сторону занимает около 4-5 часов. Выходит, чтобы без особой спешки успеть осмотреть все достопримечательности и просто отдохнуть, надо ехать сюда на несколько дней. Редко кто из соотечественников выберет такой вариант, однако, кто знает, возможно, это именно то, что кому-то из читающих этот пост будет надо в определённый момент – альтернатива красивому, но суетливому и разрекламированному морскому побережью. Поэтому сообщаю, что снять жилье здесь можно везде: практически на каждом углу имеются вывески о сдаче апартаментов, можно даже снять целый домик, только необходимо забронировать заранее.

Ну и наконец, торжественный аккорд: «В 1980 г. Дурмитор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и Старые города Котора и Будвы».

Вот по такой дороге походила большая часть нашего путешествия по северу Черногории.

IMG_7262.JPG

IMG_7269.JPG

Далее мы двинулись к следующему пункту экскурсионной программы, но ещё несколько раз останавливались, чтобы насладиться красотой окружающей панорамы. Это та же Тара.

IMG_7255.JPG

IMG_7274.JPG

Чем дальше едешь, тем яснее понимаешь, что Черногория не зря получила своё название. Большая часть страны - это действительно сплошные горы. Пологие, покрытые лесом, прекрасные. Нет ни больших городов, ни крупных производств, только лес, горы и нечастые фермы или просто частные домики.

IMG_7278.JPG

Приближаемся к следующему национальному парку под названием Биоградска гора.



Tags: Черногория, отдыхаем, путешествия, фото
Subscribe

  • Как меня Леший водил

    Обожаю ходить по грибы. На даче у нас, правда, места не особо грибные, но всё равно мне нравится. Далеко заходить боюсь, хожу примерно по одному…

  • (no subject)

    Уже неделю снова учёба в школе. Новый учебный год, уже четвёртый. Мне сложно поверить, Как сейчас помню этот кошмарный первый класс, всего и не…

  • Миссия Калининград: найти всех хомлинов.

    А кто такие хомлины? (пропеть на мотив песенки о фиксиках) Хомлины – словечко, которое придумали (вероятно, по аналогии с хоббитами, гоблинами и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Как меня Леший водил

    Обожаю ходить по грибы. На даче у нас, правда, места не особо грибные, но всё равно мне нравится. Далеко заходить боюсь, хожу примерно по одному…

  • (no subject)

    Уже неделю снова учёба в школе. Новый учебный год, уже четвёртый. Мне сложно поверить, Как сейчас помню этот кошмарный первый класс, всего и не…

  • Миссия Калининград: найти всех хомлинов.

    А кто такие хомлины? (пропеть на мотив песенки о фиксиках) Хомлины – словечко, которое придумали (вероятно, по аналогии с хоббитами, гоблинами и…