Юлия (mujer_soleada) wrote,
Юлия
mujer_soleada

Categories:

На муромской дорожке… Часть первая, ещё подмосковная: Егорьевск

Муром был конечным пунктом нашего путешествия и базой, откуда мы потом разъезжали по области. Но ехали мы из Москвы в Муром не напрямую. Дорога к Мурому выглядела так:

День первый. Егорьевскпос. Тума д. Лункино (Музей деревянного творчества) КасимовМуром (ночёвка)

Начало. Егорьевск – Историко-художественный музей (Бардыгины: Никифор и Михаил), подмосковный Биг-Бен, Свято-Мариинский монастырь, Егорьевские памятники Корзина и «На троих».

Дорога до Егорьевска из Москвы небыстрая, по одной полосе в каждую сторону. С юго-востока Москвы, вроде как, недалеко – 110 км, но ехать придётся больше двух часов. Город очень приятный для посещения, в нём чувствуется одновременно и история и жизнь. Интересно было узнать, что город назван в честь Святого Егория, то есть Георгия Победоносца.

Наш маршрут был проложен до Егорьевского историко-художественного музея, очень нам рекомендовали его посетить. Мы, собственно, поэтому и поехали через Егорьевск (вообще, так получилось спонтанно, маршрут был перестроен буквально накануне вечером). Не пожалели совершенно, музей оправдал ожидания, он очень хорош и, безусловно, заслуживает рассказа. Это, наверное, основное наше впечатление-воспоминание от города/о городе. Однако мне сейчас даже немножко грустно из-за этого, потому что очень много любопытного пишут именно про прогулки по улицам, про сохранившуюся деревянную архитектуру; уникальные, оказывается, есть экземпляры строений. Но в нашем формате всё успеть было невозможно, Егорьевск был лишь началом длинного пути и поэтому, хотя по улицам мы тоже немного погуляли и, на самом деле, провели в этом городе больше времени, чем на всех остальных остановках в течение дня вместе взятых, многое интересное, как оказалось, осталось за кадром и теперь, кто знает, когда вернёмся. Обычно я пишу только про то, что лично видела, но тут в конце всё-таки черкну пару слов и фото о том, что пропустила, но хочется, чтобы другие не пропустили. Не всегда спонтанность в путешествии – это хорошо.



Историко-художественный музей Егорьевска – один из лучших музеев Подмосковья (ул. Советская, д. 73/20, выходной понедельник, работает с 10 до 18)

Здание музея – памятник архитектуры 19 века – особняк купцов Никитиных. Есть основной вход с центральной Советской улицы и есть ещё один сбоку, через магазин сувениров, со стороны улицы Лейтенанта Шмидта, там без проблем можно припарковаться.



Внутри музея.
Чем же так примечателен этот музей?
На сайте музея можно прочитать, что коллекция наполнена сокровищами и редкостями, что в собрании представлены лучшие образцы российской промышленности с 17 по 20 вв., среди которых стекло и фарфор, металл и шитьё, расписное дерево и резная кость, а также иконы, книги, картины. Не берусь оценивать именно качество и полноту коллекции по сравнению с другими музеями, речь о другом; «изюминка» музея – в непосредственном взаимодействии экспозиции с посетителем (или наоборот?), в предложении не только хождения по залам и пассивного просмотра витрин, но и вовлечения в процесс знакомства-изучения-проникновения в историю предметов. Сейчас это именуется интерактивностью, и егорьевский музей почти в каждом зале предлагает эту интерактивность, которую совсем не ожидаешь от небольшого областного музея и которая делает посещение этого места поистине увлекательным. Кстати, всё по-серьёзному и признано на государственном и международном уровнях: музей в течение нескольких лет занимал первые места и получал разнообразные награды по этому профилю.

В 2006-2008 гг. Егорьевский музей трижды становился победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимого Благотворительным фондом при поддержке Министерства культуры РФ. В 2010 году музей вошёл в число 30 лучших музеев Европы с дипломом за высокое общественное качество музейной деятельности. Был особо отмечен жюри «за современную философию, рассматривающую музей как инструмент социальных перемен, за отбор предметов в экспозиции, провоцирующих диалог об их назначении».

Экспозиция на Советской, куда мы сейчас пойдём, называется художественным отделом музея. Прочитала, что есть ещё отдел истории – в бывшем доме купца Кулакова в исторической части города.

Есть хорошая сувенирная лавка при музее: магниты, деревянные игрушки, предметы с местной росписью (называется «гуслицкая», в Егорьевском музее можно увидеть «оригинал», сейчас ею украшают бумажники, визитницы, блокноты, паспортные обложки, шкатулки, тарелки).

Гуслицкая роспись (была характерна для бывшей Гуслицкой волости – к ней раньше относились районы нынешних Егорьевского, Ногинского и некоторых других районов Московской области) – местный возрождённый традиционный растительный орнамент, которым раньше украшали тексты в старообрядческих певческих книгах, особенности – тонкая (выполняли перьями, сейчас тонкой кистью) штриховка и яркая цветовая гамма с плавными переходами от цвета к цвету (синий, зелёный, красный, синий), разные формы цветов и завитков, изображение птиц.



Цены на билеты очень демократичные, взрослый билет, кажется, стоил 180 рублей. Мы собирались взять экскурсию, но для двоих не согласились провести, только для группы от 10 человек (! А как же малые группы в связи с вирусом??), аудиогид тоже не дали (!) из-за ограничений по короновирусу (не совсем поняла, трубку к уху, что ли, нельзя??), так что ходили самостоятельно. Но должна сказать, что сотрудники были очень любезны, дружелюбны, перед проходом в залы рассказали об истории особняка и основателе музея. Также смотрители в каждом зале отвечали на любые возникающие вопросы, знают каждый экспонат в деталях. Так что в целом визит в музей совсем не разочаровал, напротив, впечатление осталось самое положительное.

8 залов, мы провели около двух часов в музее, и это мы ещё не пошли на дополнительную выставку.
Что же можно сделать или в чём поучаствовать в залах музея? Несколько запоминающихся интерактивных проектов музея:

Светоакустическая экспозиция «Феерия цвета» или «Стекло любит подсветку».
В первом зале – с собранием стекла и хрусталя (лучшие изделия российских заводов 18 – начала 20 вв.!, богатейшая коллекция) центральная витрина оборудована прожекторами, обеспечивающими эффектную подсветку изделий. Есть несколько режимов подсветки, один из которых задействован в викторине, предлагаемой по этой экспозиции. Работает это так: сначала обходите вокруг витрины, смотрите изделия, изучаете сведения на табличках, потом подходите к экранчику, выбираете режим викторины, читаете вопросы по теме, отвечаете на них и, чтобы проверить себя, нажимаете кнопку «ответ», и тут озаряется и начинает переливаться «нужная» секция или отдельные изделия. Очень красиво и не скучно!



Внимание привлекает зелёный водочный штоф с набором стаканов, расписанные изображениями мелкой нечисти. На штофе -- мудрая надпись «Пей, увидишь чертей». На стаканчиках -- меткие фразы о разных стадиях опьянения.



Мне ещё запомнились изделия с двойными стенками: между ними миниатюрные пейзажи из щепочек и мха!

В одном из залов представлено много интересных бытовых предметов из прошлого, когда-то совершенно обычных и само собой разумеющихся, но о назначении которых сейчас далеко не каждый догадается – щипцы-паж для шлейфа платья, ножницы для снятия нагара со свечи, блохоловка и многое другое. И это отлично обыгрывается устроителями: здесь вы найдёте экран с очередной занимательной видео-викториной, если не ошибаюсь, называется «Волшебный сундук».

Поющая книга. Книга с записью старообрядческих песнопений реально поёт! Проект «Поющая книга гуслицких староверов».

Предсказания юродивого Корейши. В собрании представлен его портрет работы неизвестного мастера 2й пол. 19 в. Если хотите услышать подлинные предсказания, нужно подойти к портрету и приложить руку (или поднести поближе) к стеклянному столбику и напрячь слух (Проект «Встреча с предсказателем»).

Иван Яковлевич Корейша (1780-1861) – юродивый и прорицатель, прославившийся странным поведением и пророчествами, к которому шли за советом и простолюдины, и знатные люди. Говорят, и сейчас идут, уже к его могиле, на кладбище в Черкизово (Москва). Его образ нашёл отражение в произведениях Лескова, Гоголя, Толстого, Достоевского. На музейном портрете он изображён в больничном халате (закончил свои дни в московском сумасшедшем доме) и нательной рубахе, с крестом и образком в руке.

Проект «Живые картины». Представляет собой экран, на котором можно выбрать одну из картин в собрании музея, понажимать на разные выделенные места, почитать всплывающую информацию. Потом можно включить режим, «оживляющий» картину: сотрудники не поленились сделать инсценировки в костюмах с привлечением актёров, посмотреть любопытно. Затем можно опять включить режим викторины (темы: исторические события, древние традиции, славянские праздники и обряды, жизнь и быт наших предков), правда, она включает в себя больше, чем было написано на экране, но это тоже увлекательно: проверить свои знания, эрудицию, даже интуицию. Мы остановились сначала ненадолго, протестировать, так сказать, режим, а ушли только после того, как прошлись по всем возможным линиям.



Собрать рамку для портрета в нескольких стилях («Одень картину в правильную раму»).



Подобрать наряды русским красавицам из разных губерний («Ателье старинного платья»).
Напоследок обязательно пообщаться с волшебным «зеркалом
» (проект «Четвёртое измерение»
): вглядитесь в зеркальную муть и неожиданно в ней проступят и оживут персонажи прошлых лет.

И сама музейная коллекция, бесспорно, хороша! Есть редкие вещи, диковинки, обманки. Музей живой, тщательно продуманный, не «пыльный», не «затянутый». Устать и заскучать не успеваешь.







Также в музее есть каминный зал (роскошный камин!) с галереей на втором уровне, на которой располагается выставка красивейших стеклянных изделий местного мастера, за дополнительную плату.




Есть и ещё один зал, который нельзя обойти вниманием, о нём ниже.

Вкратце об истории появления музея и фамилии, которую нельзя не назвать, рассказывая о Егорьевске.

Бардыгины – это знаковая для Егорьевска фамилия, не будет преувеличением сказать, что никто столько не сделал для города, сколько они, – отец и сын, Никифор и Михаил.


Музей, о котором я рассказала, появился в городе в 1911 году на основе коллекций Михаила Бардыгина, текстильного фабриканта, общественного деятеля и мецената (1864-1933), по его инициативе и на его средства. А был он сыном Никифора Бардыгина.

Никифор Михайлович Бардыгин (1835-1901) – это вообще «глыба» -- меценат, разносторонний предприниматель, общественный деятель.  Все эти характеристики звучат немного «заезженно» и как-то не особо впечатляют читателя. А вот описание жизни его впечатляет очень. Честно, я не собиралась останавливаться на личностях подробно, но, когда читала про Егорьевск и про музей, не могла не проникнуться масштабом этой личности. Никифор Бардыгин был избран городским головой в 1872 г. и занимал эту ВЫБОРНУЮ должность почти 30 (!) лет, имел награду от императора Николая II – орден св. Владимира 4-й степени, а также другие ордена и медали. Его называют «отцом города», он оставил о себе долгую и хорошую память, так как целиком посвятил себя благоустройству и развитию родного города. Никифору Бардыгину как главе города посвящён один довольно занимательный «аттракцион» на первом этаже музея, о нём немного ниже.

Любопытное из жизнеописания вычитала: происходил из крестьян, стал купцом, но питал надежду на получение дворянского звания. Уже после получения всяческих государственных наград на должности городского головы, после получения ордена от императора в 1898 году, т. е. после 25 (!) лет службы городу писал прошение в местное дворянское собрание о занесении его в дворянскую родословную книгу. Ответа ждал целый год, а в конце концов пришло разъяснение, что «избранные городские головы не находятся на государственной службе, а избираются лишь на время» и орден дан ему не «за государственную службу», а «за усердие и труды», и поэтому к дворянству он быть причислен не может. Это был удар (второй после смерти жены, которая была на 15 лет моложе его, Свято-Мариинский монастырь Егорьевска назван в её честь), после которого он уже не восстановился. К работе охладел, заболел, ездил лечиться «на воды», но безрезультатно, и скончался в 1901 году.
За свою двадцатидевятилетнюю службу не получил ни копейки, всю причитающуюся ему сумму перечислял в городскую кассу на нужды города. Им фактически был выстроен новый город, более благоустроенный, чем многие города России.

Никифор Бардыгин был владельцем, как сейчас бы сказали, разветвлённого бизнеса, включавшего ткацкую фабрику, красильные фабрики, множество торговых заведений, складов. Собирал доход с торговых заведений, сдавал в аренду городские земельные угодья, вкладывал собственные средства во многие начинания, плодами которых жители в некотором смысле пользуются до сих пор: это и водопровод, и мощение и освещение улиц, и создание пожарной команды, и устройство парков, гимназий, библиотек, больниц, типографий, многочисленных промышленных предприятий. По сути, только заступив в должность, ему пришлось заново планировать город после крупного пожара. При Бардыгине в городе появилось много каменных жилых домов, а также фабричных зданий, школьных, церковных, построенных по проектам известных архитекторов. В общем, мне кажется, нет абсолютно ничего в обустройстве жизни города и горожан, к чему он не приложил бы руку и голову. И вот как это обыграли в интерактивном плане в зале музея на первом этаже, посвящённом фамилии Бардыгиных.

Проект «Приёмная городского головы»
Каждый посетитель может попробовать себя в роли городского головы: занимаете место в кресле, представляете, что вы в приёмной, и включаете экран, с которого к вам будут обращаться жители разных сословий Егорьевска со своими проблемами (это запись, конечно, не прямой эфир, но костюмы, грим, манера речи актёров, всё на месте). Ситуации реальные, когда-то имевшие место; в помощь растерявшемуся туристу на экране предлагаются варианты ответов – сценарии возможных действий в данной ситуации (У Бардыгина-то подсказок, конечно, не было :)). Увлекательно и поучительно. Честно говоря, из этого зала я и запомнила только эту «приёмную» как самое яркое, хотя были и другие экспонаты, посвящённые семье Бардыгиных. Есть фотозона.



После смерти Никифора всё состояние отца (оцененное в 14 млн. рублей(!), это даже по нынешним меркам много) перешло к Михаилу Бардыгину, который к тому времени был надёжным помощником отца. Он построил на свои деньги в Егорьевске прекрасное Механическое и Электротехническое училище им. цесаревича Алексея («с мастерскими и с домами для квартир для учителей и для общежития учеников»), на базе которого в 30-х гг. возник станкостроительный техникум, а потом завод «Комсомолец», дававший рабочие места большому количеству жителей города. Построил публичную библиотеку с читальным залом. Был почётным мировым судьёй в Егорьевске, имел статус действительного статского советника, благодаря которому всё-таки получил дворянское звание, но, по иронии судьбы, уже совсем перед октябрьским переворотом в 1917 году (Бардыгиных называют "последними дворянами России"). Напомню, что именно его коллекции предметов искусства, предметов быта, церковного обихода, национального костюма, головных уборов, медной и железной посуды, икон, фарфора, старопечатных книг, рукописей и прочего («Частное собрание русской старины») стали основой создания городского музея. Причём изначально вход в музей был бесплатным!

В советские годы музей не имел своего здания, ютился в разных помещениях, наконец, после передачи музею полуразрушенного особняка в центре города – дома купцов Никитиных, после продолжительной реставрации, в 1999 году музей продолжил свою работу.



Визит в Егорьевский музей и его «интерактивности» вызвали воспоминания о другом ну очень интерактивном месте в Москве, осмелюсь написать здесь рекомендацию заодно, боюсь, что отдельно не соберусь, а, как выяснилось, даже москвичи не все знают: прекрасный интерактивный музей для детей (но и взрослым очень интересно!) в музее Царицыно!! Покупаешь обычный входной билет на основную экспозицию, видишь указатель «Детский музей» и обязательно идти смотреть! С детьми, так сам Бог велел, но и так можно. Вот там всего навалом интерактивного, не буду сейчас всё описывать, так как не в тему. Мы там залипли, кажется, гораздо дольше, чем потом на «взрослой» экспозиции. Игорь был реально увлечён, хотя, понятно, что далеко не всю историческую часть сейчас осознаёт.

Егорьевск – наша прогулка
Налево от музея пойдёшь, выйдешь на так называемый «Круг» -- Соборную (Советскую) площадь с круговым автомобильным движением. Прекрасные клумбы, качели, лавочки для отдыха. Внезапно включающиеся фонтаны, по которым бегают дети, в жаркую погоду – полный восторг. Памятник когда-то стоявшему на этом месте Успенскому собору (снесён в 30-е гг.) -- символическая звонница.





Ильич, говорят, имеет портретное сходство. С этого места впереди слева видны главы церкви, это недалеко, можно прогуляться. Увидите храм, посвящённый святому города – Георгию Победоносцу (на фото ниже). Мы совсем отсюда немного не дошли до главного православного храма города -- собора Александра Невского, как-то упустили из виду.




Если же на Кругу посмотреть вправо, то на улице, отходящей от площади, увидите башню, чем-то напоминающую Биг Бен. Это здание, похожее на замок, -- корпуса бывшей бумагопрядильной фабрики (позже хлопчато-бумажного комбината), непременно надо сходить посмотреть, это совсем недалеко. Точный адрес: ул. Парижской Коммуны, 1-б.



Появилось здание благодаря купцам братьям Хлудовым в 1845 году. Сейчас часть здания занимают офисы или сдаётся в аренду, а часть по-прежнему занимает «Егорьевская текстильная мануфактура». Можно подойти к фабрике, сфотографировать «хогвартские» башенки, а потом пройтись вдоль речки Гуслицы, оттуда тоже хорошие виды на здание фабрики.



А справа тоже башенки, только совсем «из другой оперы».



Это следственный изолятор, причём «исторический». В 1785 году Екатерина издала указ о строительстве в Егорьевске острога, это он и есть, сначала был деревянный, потом, в 1865 году – стал каменным. В инете пишут, что тюрьму называют «Егорьевская крепость», но когда я приставала к прохожим с вопросом, где находится крепость, на меня смотрели, мягко говоря, непонимающе J



Обойдя квартал вокруг изолятора, мы пошли по Советской улице, если опять считать от музея, то направо, смотреть Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь, именно там нашла покой последняя любовь Никифора Бардыгина, его вторая жена Мария, которая была моложе мужа на 15 лет, но по воле Божьей ушла раньше него.

По пути чуть отклонились влево, на улицу Алексея Тупицына, на ней расположен городской краеведческий музей, ещё раз налево на Октябрьскую улицу посмотреть Казанскую церковь (на фото ниже), напротив Георгиевская гимназия.



Здесь позволю себе прозаическое, гастрономическое отступление от высоких материй: как раз перед поворотом на ул. Тупицына находится Бургерная «Тебе и мне» (адрес: ул. Советская, 62), по причине карантинных ограничений работало только окошко на выдачу, бургеры мы не пробовали, но шаурму (или шаверму?) готовят отличную, брали самую дорогую (250 р.). Вот честно, наше посещение Егорьевска в этот момент заиграло новыми красками, всё-таки не только культурной пищей жив человек, куда деваться J

Свято-Троицкий Мариинский монастырь (Владимирская ул., 2А)

На подступах к монастырю – ещё одна площадь с круговым движением, на кругу – стела с названием города.



Монастырь небольшой, но внешне запоминающийся. Затейливые башенки на стенах, нарядные входные ворота. Самое интересное из его истории я уже частично упомянула ранее – связь с семьёй Бардыгиных. Теперь чуть больше деталей, в основном, к сожалению, трагических: сначала (в 1900 году) на месте монастыря была построена церковь на средства Н.М. Бардыгина (отца того Михаила, который основатель музея). Жители жаловались, что при городском кладбище нет тёплого, отапливаемого храма, где отпевали бы их усопших родственников, где возносилась бы ежедневная молитва, и городской голова услышал и воплотил просьбы горожан. Кстати, главный колокол весом в 500 пудов был подарен церкви тоже уже известным нам сыном Н.М. Бардыгина, Михаилом.



Инициатива создания монастыря при церкви исходила от жены Никифора Бардыгина, Марии Владимировны, она была значительно моложе мужа и после его смерти собиралась провести здесь остаток своих дней. Но судьба распорядилась иначе: молодая жена умерла первой из-за внезапной, быстро развившейся болезни (Никифор Бардыгин сделал большие венцы на иконы Спасителя и Божией Матери из драгоценностей покойной супруги). В её память монастырь стал  известен как Мариинский. А первой игуменьей монастыря была назначена родная сестра Никифора Михайловича. Сам Никифор Бардыгин тоже был погребён в этом монастыре, в правом приделе Троицкого храма.



За обителью находится авиационный колледж им. Чкалова, памятник лётчику виден с территории монастыря через ограду, если обходить храм кругом (после революции на территории монастыря разместилось лётное училище, в инете доступны жуткие подробности разравнивания кладбища в 60-х гг., колокольня и храм были снесены как «уродующие красоту города», из храма сделан музей, а потом клуб, понятно, что здание при этом сильно изменилось). Могилы Никифора Бардыгина и его сестры, первой игуменьи, были забетонированы.

Возрождение началось в 2000 г., были восстановлены своды, убраны перегородки и перекрытия, отреставрированы сохранившиеся фрагменты росписи. Сейчас монастырь открыт для посещения.



Далее по той же Владимирской улице можно дойти до «единственного в мире» памятника корзине, если есть свободное время и желание пройтись (от монастыря метров 700). Вот прям специально пешком идти не стоит, и даже если ехать, то только если по пути, для галочки. Сквер на ул. Владимирской, д. 15.



А вот нестандартный памятник Ленину на одном из въездов в Егорьевск мы искали специально. Саша «коллекционирует» такие памятники, а этот носит такое необычное название, что пройти мимо мы не смогли. В народе этот памятник называется «На троих» (в яндекс навигаторе так и ввести «памятник Ленину на троих»). Расположен около бензозаправки, его туда переместили в 2013 году, до этого скульптура стояла на пересечении улиц Советской и Тупицына. Рядом с вождём стоят условные солдат и матрос, внимательно его слушающие. Очевидно, памятник привлекает вандалов, так как руки Ленина примотаны к туловищу скотчем, пишут, что эти нападки происходят регулярно.



Про Егорьевск ещё. Отдельные здания (неувиденные).

Архитектура! У меня практически нет фото сохранившихся деревянных зданий Егорьевска, хотя именно такими строениями город в первую очередь и известен. В интернете -- целые очерки можно найти именно на эту тему. Я, когда смотрела постфактум в инете фото улиц, иногда прямо локти кусала. Например, не увидела знаменитого деревянного МНОГОподъездного дома, там в каждую квартиру свой вход! Фото из инета.



Очень красиво здание Егорьевского технологического института, похоже на готический замок с башенками, мы тоже не видели. Именно там располагалось механическое училище им. Цесаревича Алексея, которое основал Михаил Бардыгин.
Фото из инета.



А где поесть?

Нам очень рекомендовали покушать в одном месте, но мы не успели по времени. Но я перепишу здесь рекомендации, потому что вполне доверяю источнику: "Крендель", проспект Ленина, 12А
.

И ещё в этом разделе напомню, где мы на ходу случайно купили вкусную и качественную шаурму. Ул. Советская, д. 62, заведение «Тебе и мне Шаверма», работало на вынос, карты принимают.

Прощаемся с Егорьевском, едем дальше. На пути к Туме вам встретится указатель налево. Сказочный такой указатель, около него хочется сфотографироваться просто так, даже без посещения.



Мы увидели его случайно, остановку не планировали, хотя я припомнила, что что-то такое видела в инете накануне поездки, но абсолютно не сориентировалась, что это по дороге будет. Но увидев, не смогли не свернуть. Вот что из этого  получилось.
Продолжение следует.


С ума сойти, сколько текста получилось, никто не осилит.

cut>
Tags: Подмосковье, лето, личности, музеи, подмосковье, путешествия, фото, что посетить, я водитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments